«Мир культуры» и культура мира

Вторник 14th, Апрель 2015 / 19:33

Когда две с половиной тысячи лет назад Будда, обращаясь к ученикам, сказал: «Все, состоящее из частей, обречено на гибель. Придерживайтесь истинного пути!» — он, по существу, возгласил приход на пространство Юго-Восточной Азии культуры, которой предстоит объять необъятное и соединить несоединимое в новые, невиданные до тех пор единство и цельность.И эти же качества в ином контексте и ином времени станут «краеугольными камнями» двух великих культур, инициированных христианством и исламом на Западе.

Современная культура являет собой подобную пусть не цельность, но целостность в масштабе всего освоенного человечеством мирового пространства. Архаика и авангард, Запад и Восток, элитарное и массовое, намертво переплетясь друг с другом, создали странный орнамент, частями которого стали абориген амазонской сельвы с банкой кока-колы в руках и европеец, наносящий на тело первобытное тату или вешающий шаманскую маску на стену своего офиса. Небоскребы в соседстве с буддийскими храмами на Дальнем Востоке и вопли «хари Кришна» на улицах Москвы. Картины импрессионистов на упаковках пищевых продуктов и аранжировки музыкальной классики в рок-концертах .

Эта культура уничтожает не только пространственную, но и временную разделенность, делая все времена и все культуры не более чем частью самой себя. Именно это происходит, когда в фильм о Древнем Египте вклиниваются рекламные блоки, помимо выполнения очевидных прагматических целей, формирующие у зрителя подсознательное ощущение того, что пирамиды и подгузники «Хаггис» суть артефакты одного пространственно-временного континуума.

Культура, неотъемлемой частью которой мы являемся, есть культура перформанса , стремительного действа, картинки которого мелькают у нас перед глазами с такой скоростью, что некоторые из них не воспринимаются глазом, а, подобно знаменитому «25-му кадру», сразу ложатся в подсознание. В ходе этого действа сталкиваются предметы совершенно несоединимые, вследствие чего в каждом из них вдруг открываются новые смыслы. Перформанс заставляет нас не только созерцать постоянно меняющуюся конфигурацию вещей, но брать их в руки, играть ими, воздействовать на них и подвергаться воздействию, т.е. становиться частью этого зыбкого, мерцающего пространства.

Образ вклинивается в образ, предмет сечет предмет, мысль наталкивается на мысль и идет вкось совершенно непроторенными путями. Одни находят это забавным, другие — ужасающим, но перед нами данность, избегнуть которую не в силах никто.

«Но как мы сделали это? Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть горизонт?.. Куда движемся мы?.. Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях?.. Есть ли еще верх и низ?»

Журнал с обязывающим названием «Мир культуры» не может не быть попыткой ответа на эти ницшеанские вопросы, день ото дня становящиеся все более актуальными.

Тридцать лет назад Тоффлер сказал, что каждый научный конгресс, касающийся угрожающих особенностей новой культурной ситуации, начинается с ритуальных, звучащих как охранительное заклинание слов о вызове, который бросает нам современность. Сам этот ритуал свидетельствует о некоем чувстве обреченности, некоей брутальности в борьбе за выживание с культурой, которую мы именуем «своей». В борьбе, которая в большинстве случаев заканчивается запоздалой констатацией очередных потерь. «И невозможно встретиться, условиться, и устраниться не дано» .

Эта ненормальная ситуация тотального конфликта человека и культуры, культуры и природы и т.д. должна быть преодолена. И для ее разрешения нужны не новые идеи, а новые люди, гибкость и мобильность сознания которых и быстрота реакций на изменения в окружающем пространстве обеспечат взаимодействие с современной культурой без крайностей, пассивного растворения в присущих ей метаморфозах или желания ее сокрушить.

В надежде на то, что инициированное нами издание внесет свою скромную лепту в достижение этой цели, мы начинаем свою работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>