Евангелие и евангелисты в искусстве

Четверг 15th, Январь 2015 / 13:57

Портрет светлейшего царяЕвангелие – повествование о жизни Иисуса Христа. Оно существует в четырёх вариантах – от четырёх евангелистов. Написано по-гречески. Образы евангелистов в истории искусства нашли своё воплощение в творчестве многих знаменитых живописцев и литераторов.

Евангелист Матфей, по преданию, был сборщиком податей, но оставил таможню и пошёл за Учителем. «Евангелие Матфея» самое подробное, начинается с родословной Иисуса. Автор утверждает его божественное происхождение. Иконографический символ Матфея – ангел. Иисус в «Евангелии Матфея» — прежде всего Учитель и проповедник. Только в этом Евангелии он в прощальной беседе посылает учеников «учить все народы». Матфей проповедовал христианство в Иудее, Эфиопии, Индии. Принял мученическую смерть.

Евангелист Марк родился в Иерусалиме в богатом доме. Он служил письмоводителем у апостола Павла, ученика Христа и своего родственника. Марк помогал Павлу в миссионерской деятельности. «Евангелие Марка» написано по рассказам Павла. Среди прочего оно включает в себя речи Иоанна Предтечи, раздающиеся в пустыне. Символ Марка – лев. Христос по Марку – прежде всего Спаситель и чудотворец, дела которого вызывают удивление, восхищение, а порой и ужас. Подчёркиваются человеческие черты Христа: «он обнял детей», «сказал со вздохом», «ласково посмотрел на спросившего».

Евангелист Лука, по преданию, был врачом. Одновременно он занимался иконописью. Символ Луки – вол, который связывается с жертвоприношением вола священником Захарией. Именно Лука, по Библии, запечатлел Богоматерь (в западной церкви – Мадонну) ещё при её жизни. Поэтому в мировой живописи Луку, как правило, изображают художником рядом с Богоматерью либо с её портретом. В XIV-XV веках Лука считался покровителем художников. Нидерландский мастер Рогир ван дер Вейден создал произведение «Святой Лука, рисующий Мадонну».Картина проникнута ощущением гармонии всего сущего. Мадонна с младенцем – цветущая молодая женщина. Художник изображён в хитоне нежно-алого цвета с одухотворённым лицом мастера и внимательным взглядом добрых глаз. Две этих фигуры создают устойчивую симметрию всей композиции. Рисунку гобелена за спиной Мадонны вторит изящный рисунок на стекле полуоткрытого окна с противоположной стороны. Изображение центральных фигур развивается в глубине картины, где показаны ещё двое персонажей. Пейзаж – вид на горы, расположенный по берегам реки, простирается до горизонта. Всеми средствами подчёркивается значительность и вечность избранной темы. Вечное счастье материнства, вечное поклонение святыням, вечная земля под небесами.

Евангелист Иоанн – автор последнего, четвёртого Евангелия. Иоанн – младший из сыновей галилейского рыбака Заведея. По преданию, он всё время проповедовал устно. Но когда появились первые Евангелия, отметил, что необходимо дополнить их рассказом о событиях до ареста Учителя. «Евангелие Иоанна» — Евангелие духовное. Оно написано для того, чтобы показать Иисуса истинным Сыном Бога не только по происхождению, как у Марка, но и по его земным деяниям. Прозорливость Иоанна сравнивается с зоркостью орла. Орёл – его символ. Чрезвычайно важно и то, что Иоанн был любимым учеником Христа. Он стоял рядом с распятым Учителем на Голгофе. Ему Иисус поручил свою мать. Юный Иоанн видел многие чудеса Христа.

Изображение евангелистов можно видеть в скульптуре и росписях храмов, в миниатюрах Евангелия, на центральной двери иконостаса.

Блог Владислава Коннова о путешествиях по Украине: фото, видео и интересные рассказы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>