Феномен толкиенизма

Среда 18th, Февраль 2015 / 20:54

Трилогия «Властелин колец» и толкиеновские дочерние произведения имеют хронологию, детально расписанную на 7 тысяч лет (это только официально, а в тексте и легендах, особенно «Сильиариллиона», содержатся ссылки на времена куда как дальние); 350 персонажей живут полноправной и полнокровной жизнью на страницах эпопеи, Толкиен порой даже эпизодическим лицам доверяет важные дела (в последних главах это становится ясным при описании восстания в Хоббитании, когда второстепенные герои берут дело в свои руки); прозаический полуторатысячестраничный текст часто перемежается лирическими вставками, таким образом, стихов, песен, поэтических сказаний во «Властелине колец» насчитывается более 60-ти. Чтение только 1-го тома («Братство кольца») занимает 35-40 часов, но феноменальный успех это произведение имеет именно у молодежи (для сравнения: прочтение американского хита «Бойцовский клуб» Чака Паланюка захватывает всего 5 часов). Толкиенизм Толкиен стал идолом нового поколения (и это наравне с Керуаком, Гинзбергом, Маркузе), знаменитая трилогия сделалась объектом поклонения и очередной Библией хиппи. В книге нет призывов вроде «Назад к природе!», но молодежь прониклась толкиеновским духом, ведь этот писатель не был классиком, и в курсе школьной и студенческой литературы его не было (до времени)… Чем же взял британский профессор, из-за чего его книги были так читаемы? Ответ очевиден: -простота изложения (а с этим, согласитесь, дружат немногие авторы, основная же масса любит поумничать; благодаря простоте Толкиен пользовался парадоксальной популярностью у американских студентов); -предельно ясно представлен ход событий (не как в сказке для детей, а как в сказке для взрослых); -автор не проявляет высокомерия, читатель может общаться с ним на равных; -в финале и по мере чтения книги писатель утверждает торжество свободы (позже голливудские братья Вачовски скажут: «В этом мире все живут в камерах»,- но это афоризм о нашем мире, а в Средиземье Толкиена несвобода и кандальное рабство сгущаются, но не побеждает, потому что там жизнь – это свобода, и наоборот). В 1960г. в Иллинойском университете Марджори Вейт защитила первую диссертацию по Толкиену. И это было лишь начало официальной толкиеномании. Книги Толкиена наравне с рок-музыкой выводят молодежь из зоны кризиса. Однако большинство фанатов тогдашнего западного рока – наркоманы (если хэви-металл – то и похлеще), то фанаты Толкиена – безобидные хиппи. За 60-е гг. только на английском языке вышло 6 книг о Толкиене, за 70-е – уже 29, за бурные 80-е – 17 (о звездах хэви-металла и поп- и кино-иглах в то время писалось меньше, чем о странном британском отшельнике). Впрочем, утвержденная самим мастером биография вышла в печати лишь в 1977 году (автор – Хампфри Карпентер). Кроме пятикнижия (три тома «Властелина колец», патриархальный «Сильмариллион», «Хоббит») Толкиену в литературном плане похвастать особенно нечем. Ну, писал статьи для «Словаря английского языка», иногда писал простенькие повести вроде «Фермера Джайлза из Хэма», ну, выпустил за 1955-1973 гг. четыре сборника прозы и стихов… Что еще? Ничего. Были черновики, которые издали многие годы спустя после смерти. Набралось солидно – 12 томов. В 1965-1971 гг. «Властелин колец» был переиздан в США 40 раз, за 1965-1988гг. одно издательство «Баллантайн» выпустило 100 изданий трилогии (общий тираж – 20 миллионов экземпляров), суммарный тираж «Хоббита» к 1988г. в том же издательстве составлял 15 миллионов единиц. С подобными тиражами может сравниться лишь «Библия» и современный «Гарри Поттер», но подобной популярности не знало ни одно произведение мировой литературы. У Толкиена за плечами был большой жизненный опыт. Его произведения реалистичны, хотя герои и место действий – вымышлены. Писатель знал о войне не понаслышке, и он умел это преподнести, не утомляя ни себя, ни читателя. В 1977г. под редакцией Кристофера Толкиена вышел «Сильмариллион» в оформлении hardcover (т.е. в твердом переплете). Книга побила все рекорды бестселлеров после того, как тираж в 1 миллион экземпляров был раскуплен мгновенно. Кстати, в Англии монополия на издание произведений Толкиена принадлежит изд-ву «Ален энд Ануин» (в прежние годы именно оно согласилось напечатать немного странные на первый взгляд творения профессора). «Властелин колец» был дописан в 1949г., после чего еще 5 лет бродил по издательствам. «Братство кольца» и «Две крепости» увидели свет в 1954г, «Возвращение короля» — в 1955г. Первый иностранный перевод появился в 1956г. (голландский), потом книга пошла по миру и завоевала не только Европу и США, но и Австралию, и Южную Америку. «Хоббит» в русском прочтении появился в 1976г., в 1982г. изд-во «Детская литература» отпечатало «Братство кольца» в русском переложении (и в сильном сокращении, если быть точным). Так толкиенизм был занесен на просторы СССР, а позже – России. Толкиенизм – культурное течение, которое быстро прижилось в мире и расширило границы основной культуры. «Властелин колец» — книга тысячелетия, она поменяла мировоззрение не только миллионов детей, но и взрослых. О степени популярности Толкиена говорит и громадное количество пародий, продолжений, подражаний. В России сиквел «Властелина колец» написал небезызвестный автор Ник Перумов («Кольцо Тьмы»), персонажи Толкиена поместил в свою книгу «Лабиринт отражений» и другой русский фантаст – Сергей Лукьяненко. Теперь обратимся к попыткам экранизации «Властелина колец». Толкиен неохотно относился к идее перенесения мира Средиземья на киноэкран (особенно он протестовал против студии «Уолт-Дисней»), писатель требовал либо поразительного качества, либо поразительной суммы денег за продажу авторских прав. В итоге Голливуд предложил деньги (кто от них откажется). Режиссерами «Властелина колец» в далеком 1968 году могли стать Стэнли Кубрик (знаменитый создатель исторического хита «Спартак» с Клерком Дугласом) и Микеланджело Антониони, сценарий которым предложили участники группы the Beatles (в соавторстве с Полом Гэллико), Пол Маккартни должен был играть Фродо, Джон Леннон – Голлума, Джордж харрисон – Гэндальфа, Ринго Старр – Саурона (из-за любви к кольцам, должно быть). Но экранизации не состоялось, оба режиссера отказались в ней участвовать, а сценарий со временем затерялся. В 1977г. вышла анимационная лента Жюля Баса и Артура Рэнкина «Хоббит», в 1978г. Ральф Бакши поставил полнометражный мультфильм «Властелин колец». Оба проекта оказались провальными, как из-за неопытности режиссеров, так и из-за незнания материала. Кинематограф того времени не успевал за мыслью Толкиена (профессор опередил свое время), хотя были же «Звездные войны» Дж. Лукаса (1977-1983гг.), на спецэффекты которых грех жаловаться. В конце концов, прошло много лет и то, чему суждено было свершиться, свершилось. Режиссером «Властелина колец» стал совсем не разрекламированный и не легендарный Питер Джексон. 7 раз пришлось переписывать сценарий, прежде чем был утвержден конечный вариант (не думаю, что сценарий этот был намного меньше книги). Для съемок были изготовлены 1600 пар накладных ушей и ступней, 900 железных и 2000 резиновых мечей, 20 тысяч предметов быта хоббитов и эльфов, 200 голов орков, для обсчета спецэффектов использовались 800 компьютеров (WETA Digital), прогрессивная система искусственного интеллекта Massive, система обработки информации Media 360 (к концу съемок она содержала 60 терабайтов данных). Затраты составили $ 300 миллионов, но колоссальным получился и доход от суммарного проката кинотрилогии – $ 3 миллиарда. О своей киноэпопее Питер Джексон сказал так: «Мне было интересно снять «Властелин колец» не как фэнтези, а как исторический фильм». Фильм «Властелин колец» открыл множество талантов и будущих звезд (ибо маститых «гонорарных» актеров на съемки не пригласили), прославились и вошли в киноисторию Элайджа Вуд, Иэн МакКеллен, Орландо Блум, Вигго Мортенсен. Система соответствий получилась идеальной (как и визуальный киноряд к книге), разве можно представить Боромира иначе, чем в исполнении Шона Бина, а Элронда – иначе, чем с манерами и жестами Хьюго Уивинга. «Властелин колец» явился законодателем моды, после выхода его на большой экран популярностью стали пользоваться экранизации в стиле фэнтези (героический эпос), к примеру, «Хроники Нарнии», «Эрагон». Похожая судьба была у кинохита «Гладиатор» (2000 год, режиссер – Ридли Скотт), ведь это в подражание истории о гладиаторе Максимусе появились «Троя», «Александр», «Царство небесное», «Король Артур» и даже «Последний самурай» (кстати, в недалеком будущем ожидается выход 2-ой части «Гладиатора»). О феноменальной популярности «Властелина колец» говорят не только кассовые сборы в кинотеатрах, но и награды, в частности, премия Oscar. Фильм «Братство кольца» получил 13 номинаций и 4 премии; «Две крепости» — 6 номинаций; но все окончилось полным триумфом 3-ей части «Возвращение короля» — 11 премий Oscar («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая работа художника», «Лучший сценарий», «Лучший монтаж», «Лучшие костюмы», «Лучший грим», «Лучший звук», «Лучшая музыка», «Лучшая песня»). Итог: повальное признание аудиторией и кинокритиками. Причины: -идеальное выстраивание спецэффектов, при просмотре возникает впечатление реальности происходящего; -тщательно разработанный сценарий; -присутствие отличного актерского коллектива; -фильм – зеркало книги; -грандиозный размах событий, умелая режиссура и талантливая работа оператора; -фильм доступен и понятен каждому; -саундтрек к картине не оставляет сомнений в том, что его делали гении от музыки. О фильме и его успехе на этом закончим. Заметим лишь, что все тот же Питер Джексон готовит экранизацию повести «Хоббит». Толкиен знал, где брал имена своим героям или названия выдуманным народам. Орки – собратья гоблинов, но мы-то с вами знаем, что еще у древних римлян был бог по имени Орк. Название толкиеновской страны – Средиземье, Middle Earth имеет аналогию в скандинавской мифологии, там люди населяли — Midgaard – Средний мир. Я уж не говорю о магии имен, но их так и тянет произносить под средневековый напев – Леголас, Трандуил, Арагорн, Эовин, Исильдур, Анарион… Подобным феноменом пользовались немногие книги за всю историю мировой литературы. Приведу лишь 2 примера: «Гарри Поттер» Джоан Ролинг и «Бойцовский клуб» Чака Паланюка. Причем массовостью пользуется именно вторая книга (особенно после выхода одноименного фильма Дэвида Финчера), ведь бойцовские клубы возникли не только в Нью-Йорке и Амстердаме, но и в Москве, а там, чего доброго, и в Омске… Обратимся к фантастическим мирам. Поколения писателей-фантастов не отличались особой фантазией, создавая свои миры, все они получались у них, что называется, под одну гребенку. Примеров, аналогичных новаторством Толкиену, всего два: мир матрицы в кинотрилогии братьев Вачовски и «одна далекая-далекая галактика» Дж.Лукаса, создавшего знаменитую космическую сагу «Звездные войны». О популярности Толкиена говорит и тот факт, что по его произведениям созданы компьютерные игры (очень успешные), в том числе и подражательные (игра the Sacred Rings от студии Streko-Graphics).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>