Г. В. Плеханов “Созидать, а не разрушать”

Четверг 22nd, Май 2014 / 14:30
Г. В. Плеханов “Созидать, а не разрушать”

Выдающийся представитель русской общественной мысли, философ, марксист Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 года в селе Гудаловке (ныне с. Плеханово) Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье мелкого помещика. Учился в Воронежской гимназии, в Константиновском юнкерском училище, в Петербургском горном институте. Еще студентом установил связь с народниками, рабочими Петербурга и стал участником подпольной революционной деятельности. 6 декабря 1876 года активно вел себя на демонстрации протеста, на площади у Казанского собора: выступил с речью, в которой клеймил самодержавие.

Спасаясь от преследований царской полиции, Плеханов жил в Киеве, Ростове-на Дону, «ходил в народ». С 1878 года он – известный деятель общества «Земля и воля», а с 1879-го – глава народнической организации «Черный передел». Вынужден был эмигрировать за границу, где имел деловые контакты с К.Каутским, В.Либкнехтом, Э.Бернштейном и другими идейными наставниками социал-демократов. Был лично знаком с Фридрихом Энгельсом, которого очень уважал и считал своим учителем.

Постепенно идеи народничества стали Плеханову чужды. У него сформировались марксистские взгляды на общество и историю, согласно которым главной движущей силой социального прогресса может быть не крестьянство, а рабочий класс.

В 1883 году Плеханов создал в Женеве русскую политическую группу «Освобождение труда», которая вела пропаганду марксизма и давала критический анализ взглядам народников. В 1883 году была напечатана и отправлена в Россию первая марксистская работа Плеханова «Социализм и политическая борьба», где он излагал взгляды Маркса и Энгельса с учетом особенностей развития нашей страны. Плеханов полагал, что без стадии капитализма Россия не может успешно развиваться дальше. Главными задачами в обществе он считал создание рабочей социалистической партии и завоевание политических свобод (свобода слова, свобода выбора религии и др.).

Большую роль в истории нашей страны сыграли научные работы Г.В.Плеханова «Наши разногласия» (критика взглядов народников), «Социализм и политическая борьба» и др. В 1895 году Плеханов сумел легально издать в России научную работу «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», одно из лучших своих произведений в плане политической философии.

Главные положения работ Г.В.Плеханова: общество развивается не по произволу отдельных личностей, а по объективным историческим законам; это не значит, что человек должен вести себя пассивно, сдаваясь воле судьбы, так как выдающиеся личности, «вписавшись» в эти объективные законы, могут сыграть в истории страны большую роль. Георгию Валентиновичу были также по душе материалистические взгляды на мир (отрицание религии и Бога).

Когда революционное русское общество раскололось на большевиков и меньшевиков, Плеханов примкнул к меньшевикам. В своих статьях он критиковал В.И.Ленина и его последователей за идею о союзе рабочего класса с крестьянством. Плеханов верил теперь только в рабочий класс.

Развитие России Георгий Валентинович представлял себе так: сначала совершится буржуазная революция, в которой рабочий класс должен помочь буржуазии захватить власть; затем пролетариат будет в буржуазном парламенте бороться за свои свободы и права. Свергать буржуазный строй насильственным путем – считал Плеханов – не нужно… Как показало время, во многом он был прав: кровопролитная революция и братоубийственная Гражданская война привели Россию к катастрофе: к голоду, нищете, а затем – к репрессиям Сталинской эпохи.

Мировоззрение Плеханова не было устойчивым, он не раз колебался. В статье «Воинствующий материализм» (1908) он осуждал русских нигилистов, анархистов, сторонников крайних мер. Предостерегал не раз от слепого подражания Западу. Когда в России к власти пришли Ленин и большевики, Плеханов отнесся к этому отрицательно.

Интересны взгляды Георгия Валентиновича на искусство и литературу, которые он не раз высказывал в своих статьях и трактатах. Он осуждал поэтов-декадентов за их пессимизм, индивидуализм, эгоизм, страх перед жизнью, обществом. Плеханов писал: «Не может быть художественного произведения, лишенного идейного содержания. Даже те произведения, авторы которых дорожат только формой и не заботятся о содержании, все-таки так или иначе выражают известную идею» (статья «Искусство и общественная жизнь»). Он утверждал, что литература и искусство – это острое оружие классовой борьбы (богатых против бедных или – наоборот); что волей-неволей писатель, художник в своем творчестве выражает интересы того или другого социального слоя общества, сознательно или бессознательно. Классы, клонящиеся к упадку, говорил Плеханов, создают антинародное искусство.

Также он высказывался о необходимости для писателя, художника быть честным и четко различать добро и зло. «Когда ложная идея кладется в основу художественного произведения, – писал Плеханов, – она вносит в него такие внутренние противоречия, от которых страдает и его эстетическое достоинство».

Он разоблачил тех критиков, которые утверждали, что Пушкин был сторонником «чистого искусства» (то есть – безыдейного, субъективистского творчества). Георгий Валентинович был первым, кто заявил, что произнося слово «чернь», Пушкин имел в виду светское общество, а не простонародье. Эпитетом «черный» Александр Сергеевич определял нечестность, праздность, завистливость, духовную испорченность светской знати, ее равнодушие к трудной жизни крестьян и рабочих.

Плеханов высказывал критику и в адрес Льва Толстого (статья «Карл Маркс и Лев Толстой»): за то, что учение Толстого о непротивлении злу насилием выгодно буржуазии. Очень ценил творчество наших земляков: Глеба Успенского, Александра Эртеля, Александра Левитова, правдиво отражающих в своих книгах тяжкую жизнь народных низов.

Для нас сегодня остается актуальным вопрос, волновавший и Г.В.Плеханова: о будущем России, о том, каким путем ей идти, как строить наше общество, какие идеи и общечеловеческие ценности ставить на первый план. Чтобы глубже понять философское наследие нашего земляка, давайте представим себе его беседу с другими крупными русскими мыслителями – К.Н.Леонтьевым (1831-1891) и Н.Я.Данилевским (1852-1939), а также – с нашими современниками. Данилевский – тоже наш земляк (уроженец села Оберец Измалковского района). Не только в России, но и за рубежом широко известна главная книга Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа», где он говорит об особенностях национального развития нашей страны. А Константин Николаевич Леонтьев вошел в историю России своими научными работами о законах развития общества, статьями «Византизм и славянство», «Национальная политика как орудие всемирной революции» и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>