Главные принципы работы в рисунке. Основные положения

Четверг 22nd, Май 2014 / 14:23
Главные принципы работы в рисунке. Основные положения

Обучение рисованию состоит из 2-х видов учебной работы – выполнения длительных рисунков и коротких зарисовок-набросков. Как правило, учебные программы по дисциплине «рисунок» предусматривают обязательное сочетание таких видов работы. Осознанное чередование длительных заданий с краткосрочными должно происходить на всех без исключения этапах обучения рисованию, как в начальной школе, так и в высшем учебном заведении. Данная форма обучения даст прекрасную возможность учащимся максимально качественно усвоить и зафиксировать полученные знания и умения. В процессе длительного рисования серьезно и вдумчиво изучаются отдельные правила и закономерности рисования, акцентируется внимание учащихся на основных этапах построения подлинно реалистического изображения. В набросках и краткосрочных зарисовках они развивают в себе такое качество, как умение грамотно задействовать свои способности.

Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного наблюдения за натурой. Длительное рисование дает студенту отличную возможность глубже изучить закономерности построения на плоскости изображения, и осознать характерные конструктивные особенности изображаемой натуры.

Овладение методологическими основами длительного рисования должно проходить в строго заданной последовательности. Рисовальщик обязан четко знать, с чего начать свою работу, и какие учебные задачи должны быть решены в середине, а также на финишном этапе работы. Умелого и опытного рисовальщика выгодно отличает способность ставить перед собой конкретные начальные и конечные задачи, уверенно вести работу, постепенно продвигаясь к намеченным целям.

Все это жизненно необходимо досконально усвоить будущему художнику-педагогу для того, чтобы правильно руководить работой своих учеников. Специфика подготовки преподавателей изобразительного искусства на художественных факультетах состоит в том, что учащиеся высших учебных заведений, наряду с овладением изобразительной грамотой изучают и методику преподавания предмета. Они обязаны хорошо знать последовательность построения на плоскости изображения, а также характер учебных задач на каждом последовательном этапе выполнения рисунка.

В целях разрешения проблем, возникающих в процессе овладения новым учебным материалом, в педагогической практике принят ряд положений методического плана, которые должны обязательно соблюдаться при работе над любым учебным рисунком. Эти положения состоят в следующем:

  1. Любая комплексная работа обязательно должен быть разделена на отдельные составляющие элементы или этапы. Задача педагога — умело разделить данный комплекс на составляющие части таким образом, чтобы соблюдалось правило постепенного нарастания трудностей. Разделение на отдельные звенья позволяет учащимся достаточно легко воспринимать данный учебный материал и ясно представлять в своем сознании основополагающие моменты реалистичного рисунка.
  2. Расчленение работы над рисунком на основные этапы должно быть таким, чтобы между ними ясно прослеживалась тесная взаимосвязь, и чтобы студент чувствовал, что в конечном итоге все это составляет единый неделимый процесс.
  3. Любая рабочая система в рисунке должна состоять из синтеза и анализа.В самом начале работы, когда рисовальщик быстрыми и четкими движениями намечает на плоскости общий вид объекта — он идет именно посредством синтеза. Затем, когда в большой форме намечаются отдельные детали и проводится разбор общей формы, художник уже находится на пути анализа. А в конце работы, когда рисовальщик опять возвращается к работе над целым, подчиняя детали сообразно общей форме, он вновь синтезирует. В процессе обучения рисованию преподавателю приходится следить за тем, чтобы эти две стадии работы беспрерывно сопутствовали друг другу.
  4. Рабочая система волговременном рисунке должна подчиняться строгой закономерности – от общего — и к частному, после чего — от частного — вновь к общему. Данный порядок анализа натуры и построения изображения принято считать наиболее оптимальным. Целостное восприятие художественного образа является отправным пунктом для детального изучения конкретного объекта, а также основой, в которой вычленяются и тщательно исследуются отдельно ее части. Именно поэтому в учебном рисунке анализ и изображение натуры необходимо начинать с основной характеристики натуры, при этом постепенно переходя к отдельным элементам, и вновь возвращаясь к общей большой форме.

Все вышеперечисленные педагогические требования актуальны по отношению к любому учебному рисунку, независимо от того, будет ли это несложный по своей форме натюрморт, рисунок головы или человеческой фигуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>