История велосипеда

Четверг 15th, Январь 2015 / 12:26

Велосипед (от латинского velox – “быстрый”, pes – “нога”) – это транспортное средство, используемое для перемещения по земле, движимый при помощи мускульной силы человека.

Сама идея передвижения на колесах за счет мышечной силы человека родилась очень давно. К примеру, повозки на двух, трех и четырех колесах появились почти одновременно в Германии, Англии и Франции в VI-III тыс. до нашей эры.

Однако, первый двухколесный цельнометаллический велосипед появился намного позже. Крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов сделал его на нижнетагильском заводе, где он работал с 14 лет. Дело в том, что Ефиму часто приходилось ходить пешком по 80 верст из Нижнего Тагила на Староуткинскую пристань, где работал его отец. Вот он и облегчил себе жизнь своим изобретением. И уже в 1801 году в день Ильи Пророка Ефим Михеевич разъезжал по улицам на своем диковинном средстве передвижения. И в этом же году он, преодолев 5 тыс. километров по бездорожью добрался на нем до Москвы, где и показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле, за что был освобожден от крепостной зависимости. Выглядел «первенец» как классическое представление первого велосипеда: большое переднее ведущее колесо, на которое крепились шатуны и педали и маленькое заднее (где-то в два раза меньше). Весил этот велосипед около 40 килограмм. Однако, Ефим видно был настолько рад освобождению от крепостной зависимости, что забыл про патент на свое замечательное изобретение. Хотя, если говорить серьезно, такая вещь, как патент на изобретение, крепостному вряд ли могла прийти в голову. И придался великий подвиг простого крестьянина забвению на долгие года.

И лишь в 1814 году Карл фон Драйс из Мангейма, которого по сей день считают первым изобретателем велосипеда, соорудил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо, однако был лишен педалей и приводился в движение посредством отталкивания ногами от земли. В 1817 году Карл фон Драйс получил патент В германии на изобретение якобы «первого в мире велосипеда», за что по праву, но не по правде считается родоначальником современной веломашины и по сей день.

Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Америке и Западной Европе, где спустя несколько десятков лет, лучшие умы дошли до уровня крепостного мастерового и установили систему шатунов на переднее колесо. Увеличенное переднее колесо увеличило скорость передвижения, но значительно усилило тряску, за что в Англии такой велосипед получил прозвище «костотряс».

Официальной датой первого соревнования по велоспорту считается 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была проведена первая в мире велогонка на дистанцию 2000 м. Уже через год была организована первая шоссейная гонка на 120 км. Для победителя это мучительное испытание длилось 10 часов 45 минут.

Позже скорость велосипеда была увеличена до тридцати километров в час. Это было достигнуто за счет увеличения переднего колеса и уменьшения заднего. Такие велосипеды получили название «пауки». Однако, передвижение на этом транспортном средстве оказалось небезопасным, так как при малейшем толчке велосипед переворачивался через руль и это, само собой, было чревато травмами для велосипедиста (с увеличенным-то передним колесом).

В то же время, началось распространение другой модели велосипедов, под названием «кенгуру», которые имели в своем арсенале цепную передачу и достигали скорости за счет разницы в диаметре шестерен, а не колес. Само собой, этот вариант веломашины прижился в дальнейших ее вариантах, за счет намного меньшей травматичности.

Однако, настоящий переворот в становлении современного велосипеда произошел в 1885 году. В этом году шотландец Денлоп (ветеринар по профессии) решил «обуть» «костотряс» для своего сына в своеобразные шины. Первые шины были сделаны из садового шланга для поливки и наполнены водой. При этом значительно уменьшилась тряска при езде на таком велосипеде, однако, как результат, уменьшилась скорость передвижения. И тогда сообразительный ветеринар накачал шины воздухом. И именно Денлоп изобрел прототип того самого клапана, который до сих пор используется на пневматических шинах, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы.

Ну, а в последующие годы, в конструкцию велосипеда вносились менее важные, но не менее полезные нововведения для увеличения его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей.

В результате долгих лет испытаний и множества изобретений мы смогли получить такие совершенные медели велосипедов, как, например, велосипеды Specialized.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>