Методическое пособие как средство обучения является незаменимым источником знаний в процессе познания, как теории, так и практики обучения. Применение средств наглядности на занятиях по рисунку обладает большим значением для улучшения качества приобретения студентами знаний, умений и навыков, и решения педагогических целей преподавателя. Также наглядность дает возможность развивать способность к абстрактному мышлению, основываясь на связи абстрактного и конкретного, реализует взаимоотношения практики и теории, формирует познавательную активность и интерес студентов.
Средства наглядности применяются при изложении преподавателем учебного материала, а также во время самостоятельной работы студентов по получению знаний, формированию навыков и умений, и при иных видах учебной деятельности.
У любого наглядного средства имеется ряд признаков дидактического характера, которые определяют рациональную область применения в процессе обучения. К примеру, такое свойство реальных объектов, как их материальность, позволяет студентам формировать верное представления о характере формы, величине и цвете предмета.
Использование в учебном процессе методических пособий имеет множество неоспоримых преимуществ. Именно поэтому они применяются так широко. В первую очередь, они позволяют досконально изучить в реальности все характерные признаки предметов, которые присущи всем без исключения объектам окружающего нас мира, – объем, пространство, линейную перспективу, светотеневые и тональные отношения, конструкцию формы и т.д. Студенты получают возможность применить на практике знания, приобретенные, как в ходе прослушивания ознакомительных лекций, так и путем самостоятельного изучения доступных книг, материалов и пособий.
Огромное значение наглядных пособий состоит в том, что при их использовании происходит закрепление и более глубокое и детальное усвоение теоретических выкладок. Ведь знание основ изобразительной грамоты еще не предполагает овладение предметом, в данном случае – рисунком. Теория без практики – ничто, бессмысленный и бесполезный объем информации. Очень важно уметь правильно развить в себе способность плавно и незаметно переходить от теории к практическим занятиям, чтобы максимально использовать полученные знания, вырабатывать и целенаправленно развивать полезные умения и навыки. Все вышеперечисленное еще раз обосновывает актуальность и безусловную необходимость применения методических пособий во время учебного процесса.
Эффективность использования выбранных средств наглядности в основном определяется техникой его применения на занятии. В данном случае значимым и важным является все: освещенность и местонахождение средства наглядности в мастерской, его видимость со всех точек мастерской, степень готовности к восприятию наглядного пособия студентов, а также уровень квалификации преподавателя.