Некоторые проблемы изучения русской культуры советского времени

Вторник 30th, Декабрь 2014 / 16:30

XX век, с которым мы не так давно простились, оставил своим исследователям много нерешенных проблем. При близком знакомстве с русской культурой советского времени обнаруживается немало белых пятен. Порой даже кажется, что культуру пушкинского времени мы знаем лучше, чем ту, в которой жили недавно. В этом нет вины исследователей, которых власть долгое время лишала возможности говорить правду, не допускала к закрытым материалам и архивным документам. Но, вот уже десять лет, как эти препятствия сняты, однако многие проблемы, связанные с изучением русской культуры советского времени, остаются нерешенными. Привлечь к ним внимание исследователей — главная цель настоящей статьи. Вместе с тем ее автор ставит задачу познакомить читателей с наиболее интересными и важными работами по культуре советского времени, которые вышли в свет за последние 10-15 лет. Это будет не историографический анализ, а скорее библиографическая справка, которая позволит увидеть те проблемы, которым исследователи не уделили достаточного внимания. Обобщающих трудов по русской культуре советского времени пока еще нет. И это вполне закономерно. Советская эпоха не так давно закончилась, и до сих поп не сложилась ясная картина ее культурной жизни. Хуже другое — нет более или менее ясной ее концепции. Предпринятые попытки дать обобщающую картину советского изобразительного искусства показывают, насколько непросто это сделать. Недавно вышли в свет две монографии по истории русского искусства XX века. Автор одной из них, искусствовед Н.С. Степанян, пытается найти необходимое соотношение между официальным искусством (реализм, соцреализм) и неофициальным. Автор другой работы Е.Ю. Деготь, русское искусство XX века сводит в основном к андерграунду (авангард, неофициальное искусство). Как видим, исследователи предлагают два разных видения одной и той же проблемы. Думается, что в общих трудах должны быть показаны все пласты, из которых состояла русская культура XX века. А их, на наш взгляд, существовало три: официальная культура, признанная и опекаемая советским государством, неофициальная культура, которую государство не признавало, временами терпело, но по большей части боролось против нее, и, наконец, культура русского зарубежья. Стержнем советской официальной культуры был социалистический реализм, породивший солидный пласт искусства, который сейчас не редко называют тоталитарным, хотя понятие это, как кажется, не совсем точно и полно отражает суть явления. Анализу культуры и искусства соцреализма посвящен целый ряд работ, вышедших за последние годы (Например, Гройс Б. «Утопия и обмен», Голоншток И. «Тоталитарное искусство», Морозов А.И «Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов» и другие). Их авторы рассматривают главным образом процесс возникновения феномена и первое десятилетие его существования (30-е годы). Исследование соцреализма, тоталитарного искусства, да и культуры советского времени в целом имеет ряд аспектов. Как известно, в советское время характер и направление развития культуры определяли партия и государство. Поэтому многие исследователи занимаются изучением культурной политики советского государства на разных этапах его истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>