Откуда прилетели крылатые фразы

Среда 18th, Февраль 2015 / 20:52

Мы с детства слышим от взрослых какие-то образные выражения, которые означают нечто. Мы запоминаем их, повторяем и часто не знаем, откуда точно они пришли.

Начнём с фразы «Пришел, увидел, победил«. Так Юлий Цезарь охарактеризовал свою победу над царём Парнаком при Зеле (крепость внутри Понтийского царства) в 47 г. до н.э.

«Он просто цербер» — говорят о злом, жёстком человеке. Цербер — это имя страшного пса, который оберегал вход в подземное царство Аида, царство мертвых, в которое верили древние греки.

О том, кто оставил свой след, мы говорим, что он «внёс свою лепту«. Лепта — иерусалимская мелкая монета. Эта фраза появилась из евангельской притчи, в которой рассказывалось о пожертвовании в храм. Богачи кидали крупные монеты и это никак не сказывалось на их финансах. А одна женщина отдала всего две лепты, но это были её последние деньги. Подобным образом стали называть скромный, но благородный вклад в дело.

«Фурия" — говорим мы про злую женщину. Фуриями римляне называли богинь мести и изображали как старых седых женщин со змеями в волосах.

«Вавилонское столпотворение» — говорим мы про хаотичную толпу, особенно в том месте, где её не должно быть. Это выражение берёт истоки в легенде о строительстве Вавилонской башни, когда люди вздумали соорудить башню до самого неба и начали «столпотворять», то есть возводить башню. Но Бога разгневала такая самоуверенность, дерзость людей и он «смешал их язык». Все стали говорить на разных языках, началось смятение, хаос, строительство прекратилось.

«С корабля на бал«. Это выражение пришло к нам из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина. И путешествия ему, Как всё на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал.

«Под эгидой«. Мы говорим про нечто, произошедшее под чьим-то покровительством. Зевс, глава Олимпа, изображался внушительным мужчиной с длинными волосами, бородой и была у Зевса эгида — пушистая шкура, в которую была вставлена голова горгоны. От взгляда горгоны всё превращалось в камень. Это был его щит, который приводил в ужас всех богов и людей. То есть под эгидой — под защитой.

«Рог изобилия«. Когда Зевс был маленьким, его спрятали от родителей на острове Крит, нимфы его кормили молоком козы Амалфеи. Однажды Амалфея сломала себе рог, а нимфа наполнила его плодами и дала маленькому Зевсу. За всю заботу Зевс подарил рог нимфам, сказав, что из него будет появляться всё, чего они захотят. Козий рог стал изображаться как рог изобилия.

«Кануть в лету» говорим мы о том, что всеми забыто. В царстве Аида (царстве мёртвых) протекало девять рек, одна из них была река Лета — река забвения. Глоток воды из этой реки заставляет умершего забыть о земной жизни. Их воспоминания о земной жизни канули в лету — навсегда забыты.

«Почивает на лаврах» — говорим мы о том, кто добился высот и теперь только наслаждается этим. Это выражение пришло из легенды про Аполлона, которому выстрелил в сердце Амур, доказывая, что он стрелок не хуже, чем Аполлон. А нимфе Дафне выстрелил в сердце стрелой, убивающей любовь. Аполлон долго гонялся за Дафной и, когда он приблизился к ней, она превратилась в лавровое дерево. Аполлон поклялся всегда носить лавровый венок на голове. Он изображался греками именно с венком. И так как Аполлон был покровителем соревнований спортсменов, музыкантов, поэтов, то и победителя награждали лавровым венком. То есть почивает на лаврах тот, кто добился успеха, которым на данным момент довольствуется.

«Умывать руки«. Существовал такой ритуальный обычай — мыть руки в знак непричастности к какому-либо делу или преступлению. Когда Понтий Пилат утвердил смертный приговор Иисусу, он вышел к толпе, умыл перед ней руки и сказал, что не виновен в смерти его, что это была воля иудейских священников. То есть умывание рук — демонстрация своей непричастность к чему-либо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>