Русская живопись XVII-XVIII веков

Четверг 15th, Январь 2015 / 13:54

Портрет светлейшего царяВ XVII столетии в русском изобразительном искусстве формируется новый жанр – парсуна. На смену иконным изображениям святых приходят портреты («персоны») реальных людей. Они выполняются на заказ мастерами Оружейной палаты.

Парсуны писались на холсте, в отличие от икон, выполненных на дереве. Неподвижность, отсутствие индивидуальной характеристики сочетается здесь с объёмной трактовкой форм.

В Петровскую эпоху жанр портрета занимает в искусстве главное место. Стал цениться талант человека, его реальные возможности. Поэтому в это время создаётся целая галерея изображений современников и участников великих событий.
Ближайшим сподвижником царя был Александр Меншиков, прошедший путь от безродного денщика до светлейшего князя. Отважным, горячим и преданным Петру мы видим Меншикова на «Портрете неизвестного художника»: алая мантия, голубая лента через плечо, латы воина, короткий парик. Губы плотно сжаты, взгляд карих глаз упрямый и цепкий.

Но придворные знали иного Александра Даниловича – надменного, «опасного» и строившего огромные дворцы. Таков Меншиков на парадном барочном «Портрете светлейшего князя» И. Таннауера. Высокомерное и умное лицо Меншикова обрамлено пышными локонами парика. Эффектны складки малиновой бархатной мантии, подбитой шкурой леопарда. Энергичная рука держит маршальский жезл. Экспрессию портрета дополняет беспокойство цветовых пятен – Меньшиков изображён на фоне зарева битвы.

Полотно В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» — одно из лучших изображений опального сиятельного князя. Нахмурено его лицо, сдвинуты брови, неподвижен взгляд.

Вернёмся к образам соратников Петра. Иностранные и русские мастера оставили нам их изображения. Просто и спокойно лицо керчинского воеводы И. Е. Власова (парсуна Е. Одольского). Полны достоинства, уверенной силы князья братья Репнины (парсуны второй половины XVII века).

Иностранные мастера, работавшие в России, обучали русских художников (И. Таннауэр, Л. Каравакк). При Петре была открыта рисовальная школа при Морской академии, живописцы работали при Кунсткамере, оформляли городские праздники.
Талантливый художник Иван Никитич Никитин писал портреты, отмеченные тонкой психологической характеристикой, интенсивным цветом, необыкновенно выразительной живописной энергией («Портрет государственного канцлера Головкина», «Портрет напольного гетмана»).

Современник, тёзка и однофамилец художника Иван Никитин-второй работал в первой половине XVIII века. Его манера ближе парсуне. «Портрет Бориса Петровича Шереметьева» написан в 1729 году. Благодаря крупным бликам света на латах грузная фигура графа как бы выступает из картинной плоскости. При европейской внешности в его облике чувствуется вкус к тяжёлому боярскому великолепию.

Крупнейшим мастером первой половины XVIII века был Андрей Матвеев. Он написал портреты супругов Голицыных. Эти парадные яркие полотна отличаются точным и проникновенным взглядом мастера в душевный мир его героев.

Волевая решимость молодости, юная прелесть, тихая мягкость старости, причудливые изломы судеб – всё это различные стороны бурной Петровской эпохи, открытые взорам художников этого времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>