Серебряные Царские врата главного иконостаса Софийского собора в Киеве

Среда 18th, Февраль 2015 / 20:40

Серебряные Царские врата главного иконостаса Софийского собора в Киеве Царские врата соединяют и олицетворяют в церкви то, что является земным и небесным. Это они первыми сосредотачивают на себе взгляд верующих, именно ими выходит из алтаря Царь Славы, воскресший Спаситель. Врата выполняют из различных материалов, из сложившегося металла, а чаще всего из дерева, декорированного резьбой и полихромией и украшенного иконами. История серебряных Царских врат главного иконостаса Софийского собора в Киеве, одного из красивейших ювелирных произведений украинского барокко достигает конца XVIII века. В том времени в соборе появился многоярусный, пышно украшенный позолоченный иконостас. В его центральной части помещено исключительной красоты и величины серебряные Царские врата размером 190 x 340 см, весом 6,5 пудов, для золочения которых использовано аж 120 червонцев. Они были выполнены в 1747-1750 годах по заказу киевского митрополита Рафаила Заборовского и Тимофея Щербацкого киевскими золотарями Петром Волохом и Иваном Завадовским по медной модели, сделанной мастером Семеном Тараном (Тарановский). Художник спроектировал эти врата в форме украшенной серебряной решетки, на которой поставил сцены и фигуры из Евангелия, выдержанные в канонах византийской иконы. Эти изображения были окружены искусным растительным орнаментом, выполненным на основании барочных образцов, обработанных еще самим Альбрехтом Дюрером. Сегодня смело можно сказать, что серебряные врата — это неповторимая конъюнкция художественных канонов и традиций мастеров Востока и Запада Европы. Серебряные врата украшали золоченое изображение голубя — символа Святого Духа. Ниже — по бокам, помещены композиции Благовещения. В центральной части врат находятся золоченые фигуры четырех Евангелистов. В нижней части можно увидеть щедро декорированное изображение Царя Давида жезлом и развернутой Книгой Псалмов. Иконографические программы сохранности произведения дополняли фигуры Иоакима и Анны — родителей Богородицы сцена Благовещения. Все эти фигуры также держали свитки с библейскими текстами. Подробную дату исчезновения памятника никогда не было записано. Однако сохранилась директива народного комиссара образования Украины № 873/1 от 27 ноября 1933 года «О передаче музейных предметов из драгоценных металлов», на основании которой серебряные врата были отданы в фонды Государственного банка с целью их переплавки и продажи металла за границу. Как известно, путем торговли церковными ценностями большевистская власть укрепляла и финансировала свое тоталитарное господство. Когда в 1940 году решено было передать серебряные врата из Государственного банка в Всеукраинского музейного городка, нашлось только одиннадцать фрагментов произведения. Семь сохранившихся филенок фона из восьми, которые изначально выстраивали целостность композиции, позволяли почти полностью представить орнамент Царских врат. К сожалению, золоченые фигуративные аппликации с изображениями святых, а также многие другие дополняющих деталей, остались потерянными безвозвратно. До семидесятых годов прошлого века о существовании фрагментов Царских врат знали только немногочисленные музейные работники Киева. 10 января 1984 из сборников Киево-Печерского историко-культурного заповедника эти предметы были переданы заповеднику «София Киевская». Учитывая их габариты и плачевное состояние, немедленно встал вопрос о том, каким образом их реставрировать. Были проведены всесторонние научные исследования, в ходе которых установлено химический состав, технологические и конструктивные признаки, характер повреждений и т.п. С целью реконструкции утраченных фрагментов художник-реставратор A. Марченко выполнил схему первоначального вида Царских врат. Параллельно проводили архивные кверенды исходных материалов, проследили историю памятника и его иконографию. Благодаря стараниям генерального директора музея Нелли Куковальской, 2005 года было привлечено спонсоров, которые выразили готовность в полной мере финансировать дорогостоящие работы по реконструкции памятника, — киевское акционерное общество «Экран» и лично его председателя Николая Георгиевского. 16 июня 2005 объявлен конкурс на реконструкцию памятника, принять участие в котором были приглашены реставраторов Украины, России и Германии, однако, удовлетворительного ответа на такое исключительное в европейском, а может, и во всемирном масштабе, заказа от них не поступило. Серебряные врата создавались в XVIII веке на протяжении четырех лет. До наших дней сохранилась только половина их элементов. Реставрация произведения длилась два года, потому выполнить проект в ювелирной мастерской обязался художник-резчик Марек Ганев из Кракова, который проводил все мероприятия с использованием известной от веков технологии чеканки металла. Были использованы такие же, как в эпоху барокко, орудия. Трудолюбиво выбиваемые десятками тысяч точных ударов молоточка «от левой стороны» они сейчас совершенно идентичны оригиналу. Во время реконструкции серебряных врат были применены также и новейшие достижения техники – однако, не ювелирные. Благодаря многолетним, подробным поискам в различных архивах, удалось обнаружить лишь несколько фотоснимков барочного шедевра. Смутные, тем повреждены стеклянные клише с начала ХХ века немного говорили о настоящей красоте серебряных врат. Однако в руках Леха Дзевульського и Мирослава Дильського — выдающихся специалистов-фотографов — фотографии обнаружили глубоко скрытую первоначальную красоту памятника. Архивные документы увеличен почти стократно в масштабе 1:1, то есть до высоты 3,4 м. Специальные компьютерные программы позволили также вполне показать невидимый, дополнительный слой искусных украшений, покрывающих, на первый взгляд, единственный грубый контур растительного орнамента и одежды святых. Выяснилось также, что линии теней, видимых на книгах и свитках — это фрагменты текстов из Евангелия и Псалтири. Тексты удалось прочесть. Эту кропотливую работу проделал ассистент Адама Сталлоне Добжанского реставратор, иконописец и богослов Сотирис Пантопулос. Следует также упомянуть, что целостность реставраторских работ присматривала польско-украинской реставраторская комиссия, образованная из высшего класса специалистов-реставраторов под руководством директора Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, Мирослава Отковича. В июне 2008 года реставрационные работы под наблюдением старой и крупнейшей польской мастерской PPKZ SA из Варшавы и лично их главы, доктора Марека Баранского завершились. Шедевр украинский металлопластики приобрел вид еще лучше, чем это было показано на снимках начала прошлого века. Случилось так благодаря тому, что были исправлены следы не всегда добросовестных «ремонтных работ» XIX века, о которых упоминалось в церковных документах, они проводились местами с меньшей тщательностью, чем деятельность барочных мастеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>