Миф в современной западной философии и литературе

Вторник 30th, Декабрь 2014 / 16:32

Одной из существенных характеристик современной культуры является наличие в ней мифов. Они ярко и многогранно заявляют о себе в философии, психологии, литературе, художественном творчестве вопреки распространенному заблуждению, будто потребность в мифотворчестве была только в древнем обществе. Современный миф существует в культуре иначе и по авторству , и по тому месту, которое занимает, и, разумеется по содержанию. Персональное мышление, отличающее большинство индивидуумов современного общества, вовсе не означает факт отсутствия мифов или мифотворчества в нашу эпоху. Ведь миф не представляет собой инфантильное состояние души, чтобы ему непременно быть коллективным. Эту особенность культурной ментальности XIX и особенно XX века иногда характеризуют как «неомифологическое» сознание. Оно проявляет себя в интересе к изучению архаического и классического мифов, и в использовании мифологических сюжетов и мотивов в литературе. Примером «неомифологического» сознания является «Улисс» Джойса, где в качестве подтекста используется класический миф об Одисее или «Волшебная гора» Т.Манна, опирающаяся на миф о певице Тангейзере. В качестве мифов часто подаются исторические предания и реальность, обыденные сюжеты. Существуют и уподобление текста XX века мифу по структуре (циклическое время, метаморфоза и игра), уподобление языка культуры «предъязыку» мифа. Все это свидетельствует о возникновении настроя на мифотворчество и современное осмысление старых мифологем. Складывается структура нового мифотворчества и новые мифы. Их исследование представляет сейчас особый интерес. Оно позволяет поставить вопрос, во-первых, о смысловых особенностях мифологии, делающий миф привлекательным и незаменимым в качестве актуального средства решения смысложизненных проблем не только древней, но и современной эпохи, а во вторых, об изменениях в структуре и содержании мифа, связанных с особенностями культуры и определяющих перспективу развития значительного смыслового пласта эпохи. Прояснение этих вопросов является целью данной статьи.

Проблема дефиниции и метода

Многогранность такого явления, как миф, к настоящему времени породила несколько десятков самого определения понятия «миф» и множество интерпретаций мифотворчества, сложившихся в обоснованные и актуальные теории мифа. Они позволяют не только упорядочить основные понятия мифотворчества, но и объяснить смысл и исторические границы этого феномена. Уяснение последнего момента особенно важно для XX века ввиду безусловного проявления интереса к изучению мифопоэтического сознания и к вопросу о том, является ли современная культура мифотворческой, и если да, то до какой степени, и каков характер современных мифов. В XX веке этот интерес выразился, в частности, в том, что только одних подходов к изучению древней мифологии насчитывается более десяти, среди которых социологический (Э.Дгоркгейм, М.Мосс), психоаналитический (З.Фрейд), юнгианский (К.Г.Юнг), ритуально-мифологический (Дж.Фрейзер, Б.Малиновский), символический (Э.Кассирер), этнографический (К.Леви-Брюль), структуралистский (Р.Барт, М.Фуко) и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>