Тувинское горловое пение: происхождение и виды

Четверг 22nd, Май 2014 / 14:49
Тувинское горловое пение: происхождение и виды

Этот необычный вид искусства присущ лишь некоторым народам: монголам, алтайцам, тувинцам и проживающим в европейской части башкирам. Это пение неповторимо и уникально в своем исполнении, ведь певец образует двухголосое соло, извлекая во время исполнения сразу две ноты.

Большая часть специалистов считает, что тувинское горловое пение значительно отличается от горлового пения бурятов, монголов и алтайцев. Различие заключается в стилевом разнообразии. Всего насчитывается 5 основных стилей тувинского горлового пения: борбаннадыр, эзенгилээр, сыгыт, хоомей и каргыраа. Также имеется три разновидности исполнения: хову каргыраазы (степное каргыраа), хоректээр (петь грудью) и думчуктар (новализация).

Происхождение это искусства исполнения сопровождается легендами и преданиями. По одной из легенд в старые времена стиль каргыраа был распространен среди верблюдоводов. Он возник вследствие подражания голосу верблюдицы, который она подавала, если ее верблюжонок умирал. Здесь прослеживается лирический мотив возникновения стиля исполнения.

По другой легенде у подножия скалы жил в течение 3 лет юноша-сирота. Из-за движения струй воздуха под сильным напором между скалами образовывался резонанс, превращающийся в гудящий протяжный звук. Однажды молодой человек попытался подражать этим звукам природы. Ветер же донес эхо пения до людей в деревне. Они назвали его «хоомей». Таким образом, в поисках самовыражения человек пытался подражать природе, а искусство родилось в сотворчестве.

О происхождении этого искусства исполнения существует несколько мнений. Одна из них утверждает о связи горлового пения с ламаистской религией. Согласно этому утверждению, первоначально данный вид пения был распространен в ламаистских монастырях, а затем распространился дальше, приняв вид вокального искусства. Но у этого утверждения весомых доказательств не существует. Дело в том, что ламаизм начал проникать в Туву лишь в 17 веке, окончательно закрепившись ко второй половине 18 века, что позже даты возникновения горлового пения. Другие точки зрения склоняются к возникновению горлового пения первоначально в качестве вокального искусства, создававшегося в форме лирических текстов, не имеющих привязки к обрядам, ритуалам или религиозным песням. Пение монгольских и тибетских лам, в отличие от двухголосного исполнения тувинцев, можно назвать более многоголосым и гортанным. Это преимущественно хоровое пение.

В основе горлового пения ясно ощущается свойственное народу обостренное чувство подражания естественным звукам природы. Пение богато звуками, имитирующими голоса птиц и зверей: рева быка, клича журавлей, пение синицы, заячьего камлания. Исполнение отличаются двухголосием, которое сложно с чем-либо сравнить. Горловое пение стало традиционной формой исполнения со временем, постепенно становясь неотъемлемым участником обрядов, праздников, сказаний и сказок, которые бережно передавались от поколения к поколению. Возникновение тувинского героического эпоса связывается исследователями с возникновением ранних форм феодальных отношений в области, то есть к 6-8 векам. Однако о зарождении горлового пения говорить с уверенностью нельзя. Традиции жанра зарождаются намного раньше.

Несомненно, что искусные исполнители данного жанра в древние времена были не только хранителями уникального мастерства, но и уважаемыми людьми в среде всех социальных групп населения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>